Эмблема ГКУ ЦБС

110 лет со дня рождения генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея (1914-1985 гг.)

Выдающийся русский учёный и инженер, конструктор авиационной техники, дважды Герой Социалистического Труда, академик Владимир Николаевич Челомей внёс огромный вклад в реализацию важнейших проектов в области разработки и создания баллистических ракет, ракетно-космических систем стратегического назначения, ракет-носителей, пилотируемых станций и систем управления космическими аппаратами.

Владимир Николаевич родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы: Николая Михайловича и Евгении Фоминичны Челомей, в маленьком городке Седлец (ныне территория Польши). Затем семья переехала в Полтаву, на родину матери. В 1926 году Челомеи переехали в Киев.

В 1929 году, окончив семилетнюю школу, Владимир поступил в Киевский автомобильный техникум, а в 1932 году ‒ в Киевский политехнический институт, на авиационный факультет. Через год этот факультет станет Киевским авиационным институтом им. К. Е. Ворошилова.

Одновременно с учёбой в институте посещал лекции по высшей математике в Киевском университете, а в Академии наук прослушал курс Т. Леви-Чивита по механике и математике.

Тогда же и на всю жизнь, механика, особенно ее раздел «Теория колебаний» станет его любимой дисциплиной. Обучение студент совмещал с работой техника-конструктора в филиале НИИ Гражданского воздушного флота.

В начале Великой Отечественной войны Челомей был готов вступить в ряды Красной армии, но его оставляют в тылу, дают бронь и поручают производство оружия.

В 1943 году он создал пульсирующий двигатель воздушно-реактивного типа для крылатых ракет.

В 1944 году Владимира назначили на должность главного конструктора и директора завода N51. Главной задачей молодого и талантливого инженера было проектирование и создание первой в СССР крылатой ракеты. К декабрю того же года все работы были завершены. Состоялись испытания изделия 10Х. Запуск ракет производился с самолетов Пе-8 и Ту-2, был признан успешным.

После завершения Великой Отечественной войны В. Н. Челомей вновь возвращается к своим научным изысканиям. Для защиты докторской диссертации он выбирает Ученый Совет Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана, знаменитую инженерную школу СССР.

В 1952 году становится профессором МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1959 году получил должность главного авиаконструктора. ОКБ-52 расширило свою сферу деятельности. Помимо баллистических ракет, здесь стали разрабатывать космические корабли. Два года спустя была спроектирована и испытана UR-500. Но столь мощную ракету сочли просто невыгодной для запуска в серию.

А знаменитые ракеты УР-100, разработанные во многом благодаря Челомею, обеспечили стратегический ядерный паритет между СССР и США в годы холодной войны.

А знаменитые ракеты УР-100, разработанные во многом благодаря Челомею, обеспечили стратегический ядерный паритет между СССР и США в годы холодной войны.

В июле 1965 года стартовала ракета «Протон» (УР-500), удивившая всех своими параметрам. Она вывела на орбиту научную станцию, созданную также на предприятии Челомея, потрясающего по тем временам веса — 12,2 тонны.

К 70 годам XX века конкуренция в ракетно-космической отрасли сильно возросла. Уже не все проекты Челомея утверждались безоговорочно. Так, ему не дали завершить работу над тяжелым космическим кораблем. Но зато увенчался успехом другой проект. Серия орбитальных станций «Алмаз», при запуске переименованных в «Салют» (2, 3 и 5) стала основой для развития этого направления в Советском Союзе. Именно на проекты Челомея опирались разработчики космических станций гражданского назначения «Звезда», «Мир», «Салют».

Долгое время имя и деятельность Челомея были засекречены. Широкую известность он получил только через несколько лет после смерти.

Владимир Николаевич Челомей умер в декабре 1984 года, в возрасте 70 лет. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

В честь него названы улицы в Москве и Чебоксарах, площадь и улица в Реутове, Лицей «Международная космическая школа им. В. Н. Челомея» в Байконуре, самолет и астероид, а так же одна из малых планет Солнечной системы. Учреждена медаль им. В. Н. Челомея, которой отмечаются деятели науки и техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники.

Издания об В. Н. Челомее из фонда ГКУ ЦБС

  • Космонавтика: Энциклопедия [Текст]/ Гл. ред. В. П. Глушко; Редколлегия: В. П. Бармин, К. Д. Бушуев, В. С. Верещетин и др.- Москва: Советская энциклопедия, 1985.- 528 с.: ил. * * * Мелуа, А. И. Ракетная техника, космонавтика и артиллерия. Биографии ученых и специалистов [Текст]/ А. И. Мелуа 2-изд., дополненное Санкт Петербург: Гуманистика, 2005.- 1126 с.: ил.
  • Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди [Текст]/ Под ред. Ю. М. Батурина. Вступ. ст. Ю. М. Батурин, Б. Е. Черток.- Москва: Издательство «РТСофт», 2005.- 725с.: ил.
  • Первушин, А. Красный космос. Звездные корабли Советской империи [Текст]/ А. Первушин.- Москва: Яуза, Эксмо, 2007.- 576 с.
  • Семь побед в космосе и еще 42 события отечественной космонавтики, которые важно знать [Текст].- Москва: Эксмо, 2011.- 240 с.: ил.
  • Советская космическая инициатива в государственных документах. 1946-1964 гг. [Текст] / Под. ред. Ю. М. Батурина.- Москва: Издательство «РТСофт», 2008.- 416 с.: ил.
  • * Черток Б. Е. Ракеты и люди. От самолетов до ракет [Текст]. Книга 1., Москва: Издательство «РТСофт», 2010.- 352 с.: ил.
  • Черток Б. Е.. Ракеты и люди. Фили-Подлипки-Тюратам [Текст]. Книга 2. Москва: Издательство «РТСофт», 2006.- 656с.6 ил.
  • Черток Б. Е. Ракеты и люди. Горячие дни «холодной войны» [Текст]. Книга 3. Москва: Издательство «РТСофт», 2007.- 768с.: ил.
  • Черток Б. Е. Ракеты и люди. Лунная гонка [Текст]. Книга 4. Москва: Издательство «РТСофт», 2007. — 544 с.: ил.

Электронные ресурсы:

Составитель: методист информационно-библиографического отдела ЦГБ А.Ю.Юнусова.