Эмблема ГКУ ЦБС

130 лет со дня рождения казахского поэта, писателя, общественного деятеля Сакена Сейфуллина (1894 –1938 гг.)

«Теорию с практикой смело
В работе своей сочетай,
И сможешь плодами ученья
Родной ты порадовать край»

                 Сакен Сейфуллин

Сакен Сейфуллин — основоположник соцреализма в казахской литературе ХХ века, поэт и писатель, государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП (б)). Основатель Союза писателей Казахстана. Председатель Совета Народных Комиссаров Казахской АССР. Один из главных проводников культурного строительства в Казахстане.

Сакен Сейфуллин внес огромный вклад в развитие казахской культуры и литературы. Его новаторство в поэзии и прозе, его общественная деятельность и патриотизм оказали влияние на целое поколение казахских писателей и оставили неизгладимый след в истории страны.

«Сакен Сейфуллин — поэт, патриот, борец»

Сакен Сейфуллин родился 15 октября 1897 года в кочевом ауле Акмолинского уезда (сегодня — Карагандинская область).

Отец Сакена Сейфуллина был охотником, разводил ловчих птиц и играл на домбре. Мать часто рассказывала ему народные легенды и сказания, что зародило у Сакена любовь к творчеству.

С 1905 по 1908 год обучался в русско-казахской школе при Спасском медеплавильном заводе. Затем проходил обучение в Акмолинской начальной приходской школе и в трёхклассном городском училище. А в 1912 Сакен обучает русскому языку учеников мусульманского медресе.

21 августа 1913 года Сейфуллин начинает обучение в Омской учительской семинарии, где знакомится с выдающимся казахским поэтом Магжаном Жумабаевым.
1914 год становится для Сакена Сейфуллина началом его деятельности: участвует в молодёжном революционном движении и становится одним из его руководителей первого просветительского общества казахской молодёжи «Бірлік» в Омске. Его соратниками в этом деле были Жанайдар Садвокасов, Ныгымет Нурмаков, Абылхаиыр Досов и Шаймерден Алжанов.

В 1914 году выходит сборник его стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни»), в котором поэт лирически переосмысливает изменения в социокультурном пространстве и новом времени, а также изменения в духовной жизни, вкусах и настроениях общества.

С первого сентября 1916 года Сакен Сейфуллин принимает участие в создании Бугулинской школы, в которой он и продолжил работать еще год, воплощая идеи «образования в массы». Спецификой деятельности казахской национальной интеллигенции начала ХХ века в отличие от своих предшественников XIX века стал доступ к властным ресурсам, позволивший им создать условия для более обширного охвата народных масс образованием нового типа.

9 марта 1917 года Сейфуллин начинает активную политическую деятельность в Акмолинске, где пишет политически ангажированное стихотворение-приветствие Февральской революции «Спешно собрались мы в поход». С этого момента отчетливо прослеживаются политические мотивы, вдохновляющие молодого поэта обещанием перемен. В апреле 1917 года им создается общественно-политическое и культурное общество «Жас қазақ» («Молодой казах»), в июле 1917 года Сейфуллин участвует в издании газеты «Тіршілік» («Жизнь»).

В 1917–1918 годах Сейфуллин принимал активное участие в создании Совета рабочих и крестьянских депутатов в Акмолинске, был избран членом его президиума и комиссаром просвещения. Он руководил молодежной организацией «Жас қазақ» и по просьбе его членов написал первую революционную казахскую песню — «Марсельезу казахской молодежи».

Продолжая нести «культуру в массы», Сейфуллин параллельно преподавал в новой русско-казахской школе Акмолинска.

Сразу после Октябрьской революции С. Сейфуллин написал стихотворение «А ну-ка, джигиты!», ставшее первым произведением казахской советской литературы, с которого начинается приобщение казахской литературы к жанру соцреализма.

27 декабря 1917 года с установлением советской власти в Акмолинске, Сейфуллин был избран членом президиума Акмолинского Совдепа и назначен народным комиссаром просвещения. В феврале он был принят в РКП (б).

1 мая 1918 года состоялась премьера спектакля по пьесе С. Сейфуллина «Бақыт жолында» («На пути к счастью»), воспевающая «победное шествие» новой власти по стране.

Однако дальнейшие события показали, что воодушевление успехами нового режима было преждевременным. В июне 1918 г. писатель был арестован и брошен в тюрьму. Он оказался в «вагоне смерти» зверствующего атамана Анненкова, после ужасных мучений был послан на смерть в омский концлагерь, но благодаря счастливому случаю в марте 1919 года Сакену Сейфуллину удалось бежать из плена. Впоследствии в 1926 году писатель написал книгу «Тернистый путь». В этой книге автор воссоздал картину революции и гражданской войны в Казахстане.

Весной 1920 года Сакен Сейфуллин возвращается в Акмолинск и активно участвует в восстановлении советской власти, работает заместителем председателя уездного комитета, его избирают членом ревкома Казахского края.

Сакен внес большой вклад в дело обучения казахской молодежи. В 1920 году, при его ближайшем содействии и участии в уезде были открыты: сельскохозяйственная школа, две технические школы, школы 1, 2 ступени, школьные мастерские, организован ряд спектаклей и концертов, центральная уездная библиотека, рабоче-крестьянский клуб.

Работая на ответственных постах замнаркома Просвещения и Председателя Совнаркома КАССР, Сакен Сейфуллин продолжал свою неутомимую и разностороннюю деятельность. Он основал Союз писателей Казахстана, участвовал в литературной жизни республики: редактировал литературную газету под названием «Әдебиет майданы», партийную газету «Еңбекші қазақ», писал критические и теоретические литературные статьи.

В 1921 году Сакен Сейфуллин находился в составе Правительственной комиссии по включению в состав автономной республики территории Акмолинской и Семипалатинской областей. Сибирские большевики отказывались передавать эти области в состав Казахстана. Но настойчивость, эрудиция, аргументы С. Сейфуллина и его соратников вынудили российских коллег прислушаться. Казахстану стали возвращать исконно казахские земли. В 1924 году он принял участие и в процессе присоединении к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей. После присоединения двух последних областей к КАССР численность ее населения выросла с 4,8 до 6,5 миллиона человек.

13 июня 1922 года Сакена назначили заместителем Народного комиссара просвещения республики и редактором республиканской газеты «Еңбекші қазақ» («Трудовой казах») (позже переименованной в «Социалистік Қазақстан»).

В ноябре 1922 года по решению III съезда Киргизской (Казахской) АССР РСФСР был избран председателем Совета Народных Комиссаров республики (т. е. возглавил правительство Казахстана).

Несмотря на активную общественно-политическую деятельность, Сейфуллин продолжал оставаться поэтом и писать стихи. В 1922 году вышел сборник его стихов «Асау тұлпар» («Неукротимый скакун»), драма «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы»), образная символика которой оказала колоссальное влияние на эстетику новой казахской литературы и, в частности, на ее соцреалистический канон.

23–30 декабря 1922 года Сакен Сейфуллин принял участие в Х съезде Советов РСФСР и Всесоюзного учредительного съезда Советов СССР, провозгласившего создание Союза Советских Социалистических Республик, его избрали членом ЦИК, а в апреле 1923 года он был делегатом XII съезда РКП(б).

На своих руководящих постах Сейфуллин продолжал служить делу формирования социалистических наций. Ведь именно в этот период начался активный процесс формирования «культур национальных по форме, социалистических по содержанию». 22 ноября Президиумом Киргизского (Казахского) Центрального исполнительного комитета на основе решения XII съезда РКП (б) принято постановление о ведении делопроизводства на казахском языке. Кроме того, Сейфуллин продолжает заниматься творчеством, публикуя части своего историко-мемуарного романа «Тернистый путь» в журнале «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан») и стихотворение «Ленин».

После смерти В. И. Ленина Сейфуллин отправился в Москву и возглавил казахскую делегацию на похоронах, после которых в «Известиях» публикуется его статья «В. И. Ленин и пробуждающийся Восток».

1924 год был переломным периодом в жизни Сакена Сейфуллина. После смерти Ленина резко обостряется борьба за власть в рядах большевиков. Уже в ноябре 1924 года Сейфулина отстраняют от председательства в Совнаркоме, осуждению подвергаются его произведения: «На пути к счастью», «Неукротимый скакун» и «Красные соколы».

В начале 1925 года Сейфуллин пишет Сталину письмо, в котором с присущей ему эмоциональностью предупреждает вождя о «расколе в рядах киргизских большевиков». Он приводит в письме некоторые заявления правых, которые, по его мнению, доказывают отклонение бывших алашординцев от правильного пути.

Занимаясь культурным строительством и формируя взгляды творческой интеллигенции в традициях соцреализма, Сейфуллин при поддержке своих соратников решает создать организацию, которая объединила бы писателей Казахстана, преданных делу революции. Так в 1925 году появляется Казахская ассоциация пролетарских писателей, не принявшая в свои ряды алашординцев.
На страницах различных печатных изданий разгорается горячая дискуссия по поводу противостояния в творческих рядах. К примеру, Магжан Жумабаев называет пролетарских писателей и самого Сейфулина представителями «классовой поэзии».

Однако Сакен Сейфуллин продолжает твердо стоять на своих позициях. В 1927 году вышел в свет сборник «Жыл құсты» («Первая ласточка»), который объединил произведения только тех авторов, кто состоял в пролетарской ассоциации, на тот момент переименованной в Организацию пролетарско-крестьянских писателей Казахстана.

В 1927 году Сейфуллин был назначен ректором Кызылординского института народного просвещения. С мая 1928 года — лектор Ташкентского казахского педагогического института, руководитель литературного объединения казахской молодёжи, руководитель Казахского института просвещения.

Сакен начинает сбор образцов казахского устного творчества и литературы. В 1932 году издана первая часть его истории казахской литературы как учебник для студентов вуза. 1931 — публикация отрывков из его сатирического романа «Наш быт».

В начале 1934 года Сакен Сейфуллин вместе с другими представителями казахской интеллигенции начинает работать в Казахском научно-исследовательском институте национальной культуры. В то время в стенах института была интеграция и координация всей научно-исследовательской работы в области национального культурного строительства, обобщение и сведение в единую базу результатов научных исследований, постройка фундамента культурной политики Казахской АССР. Институт был реорганизован как Казахский научно-исследовательский институт культуры.

Под началом Сакена Сейфуллина в структуре института стали создаваться секторы: историко-археологический; литературы и фольклора; лингвистики (по изучению казахского, уйгурского и дунганского языков); изобразительных искусств; музыки и хореографии; театра и кино.

12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР, состоялся Первый съезд писателей Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (входившей в то время в состав РСФСР), который объединил всех благонадёжных литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово Сакен Сейфуллин произнёс как основатель Союза. Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров.

В августе — сентябре 1934 года Сейфуллин участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей.

С сентября 1934 года он стал профессором Казахского коммунистического института журналистики.

В 1935 были изданы поэма «Социалистан» и повесть «Айша».

Сейфуллин участвовал в декаде казахской литературы и искусства в Москве. Известная русская писательница Галина Серебрякова после встречи с Сакеном Сейфуллиным в Москве, в 1936 году писала: «Сакен Сейфуллин, которому тогда было немногим более сорока лет, поразил меня своей мужественной, красивой внешностью. Он был очень высок и статен. Смуглое сильное лицо его часто меняло выражение. Особенно запомнились искрящиеся, умные черные глаза, смотрел он прямо, честно и смело, и походил на олицетворявших отвагу и волю воинов с древнеперсидских фресок». В 1936 году Сейфуллин первым из казахских писателей был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Трагическое развитие событий в 1937 году не обошло и Сейфуллина. 24 сентября 1937 года он был арестован УГБ НКВД КССР. 25 февраля 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу по обвинению по статьям 58-2, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР.

21 марта 1957 года Сакен Сейфуллин был реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.

Память о Сакене Сейфуллине жива и сегодня. Его поэзия, полная смелости, глубоких мыслей и патриотизма, продолжает вдохновлять новые поколения казахстанцев.

Сейфуллин остается ярким примером талантливого и преданного делу человека, который не боялся говорить правду и раскрывать трудные темы. Его жизненный путь напоминает о том, как важно оставаться верным своим принципам, несмотря на препятствия и риски. Благодаря его трудам сегодня лучше понимаем историю Казахстана и видим многие события с позиции писателя-патриота, жившего в сложное для нации время.

Его произведения изучают в школах и университетах, именем Сакена Сейфуллина названы улицы в различных городах Казахстана. Через его творчество казахстанцы сохраняют память о своих корнях, своей истории и своих героях.

Книги из фонда ГКУ ЦБС

  • Сейфуллин, С. Аккудын айрылуы : олендер мен поэма, энгiмелер мен повесть [Текст] / С. Сейфуллин. – Алматы : Атамура, 2003. – 224 с.
  • Сейфуллин, С. Аккудын айрылуы [Текст] : Олендер мен поэма, энгімелер мен повесть / С. Сейфуллин. – 84/5 каз/    Алматы : "Атамура", 2003. – 224 бет. с. 
  • Сейфуллин, С.   Кокшетау : Жыр-дастандар [Текст] / С.   Сейфуллин; Кураст.: Т. Кэкишев. – Алматы :  Жазушы, 1994. – 296 с.
  • Сейфуллин, С.  Тау iшiнде [Текст] / С. Сейфуллин. – Алматы  : "Олжас китапханасы" Баспа уйи, 2012. – 176 с. 
  • Сейфуллин, С. Тернистый путь [Текст] :  историко-мемуарный роман / Сакен Сейфуллин ; пер. с каз. С. Талжанов, И. Щеголихин. – Алма –  Ата : Жазушы, 1975. – 431 с.  
  • Сейфуллин, С. Хамит в погоне за бандитом [Текст] :  рассказы / Сакен Сейфуллин. – Алма – Ата : Жазушы, 1971. – 96 с.

Статьи из периодических изданий фонда ГКУ ЦБС о Сакене Сейфуллине

  1. Асабаев, З. Сәкен Сейфуллиннің Үржарға келуі / Зәкір Асабаев // Ана тілі. – 2015. – 29 қаңтар – 3 ақпан (№ 4). – Б.9.
  2. Барлыбаева-Сейфуллина, Л. Ақын жарының қайсар махаббаты /Лаура Барлыбаева-Сейфуллина // Жалын. –2008. – № 8. – Б. 22-27.
  3. Жайлыбай, Ғ. Сәкен-рух: Алаштың ардақтысы / Ғалым Жайлыбай // Егемен Қазақстан . – 2019. – 20 ақпан (№34). – Б.8.
  4. Жүнісов, Қ. Сәкеннің Сталинге хат жазғаны рас па? / Қанат Жүнісов // Егемен Қазақстан . – 2019. – 1 ақпан . – Б. 8.
  5. Ильясова, Қ., Сексенбаева, С.С. Сейфуллин және Сыр өңіріндегі ағарту ісінің жандануы / Қ. Ильясова, С. Сексенбаева // Қазақстан тарихы. – 2010. – № 2.-Б. 26-30.
  6. Кәкен, А. Совнарком / Амантай Кәкен // Жалын. – 2009. – № 10. – Б. 57-68.
  7. Құрманжанова, Г. Архив қорындағы Сәкен туралы деректер / Г. Құрманжанова // Қазақстан тарихы. – 2018. – № 8. – Б. 29-30.
  8. Мұсаұлы, Ы. Сәкеннің шағын әңгімелері / Ырысхан Мұсаұлы // Абай. – 2005. – № 1. – Б.18-22.
  9. 9. Мұталапхан, С. Сәкеннің ән мұрасы / Сымбат Мұталапхан // Қазақ тілі мен әдебиеті. – 2013. – № 1. – Б. 69-75.
  10. 10. Сәкен Сейфуллин 1894-1938. Қазақ-совет ақыны // Аңыз адам. – 2015. – № 10.
  11. 11. Сәкеннің Сталинге жазған хаты // Жас Алаш. –2018. –23 қазан (№84). – Б. 1-4,5.

Составитель: библиограф информационно-библиографического отдела ЦГБ Н. Герасименко