Эмблема ГКУ ЦБС

«Поэзия обнажённого сердца Риммы Казаковой»

Из первых книг, из первых книг,
которых позабыть не смею,
училась думать напрямик
и по-другому не сумею.

27 января — 90 лет со дня рождения Риммы Фёдоровны Казаковой.

В 60-х на вечерах в Политехническом музее она выступала вместе с Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественским, а поклонники и поклонницы по всему Советскому союзу зачитывались её любовной лирикой.

Римма Фёдоровна Казакова! Это имя более полувека остаётся в ряду первых поэтов России.

Хорошую литературу, выдержанную временем, принято называть «классикой». Римма Казакова давно заслужила это звание. Потому что совершенно разные люди, в разные времена узнают в этих строчках себя, свои мысли, чувства, жизненные ситуации. А если это написано ещё и образцовым, добротным литературным языком, то это, несомненно, классика!

Родилась в 1932 году в Севастополе в семье военного. Родители в силу советской моды наградили её удивительным для нас с вами именем — Рэмо (Революция, Электрификация, Мировой Октябрь).

В двадцать лет она сменила имя, проявив недюжинные силу характера и настойчивость. Вспоминает подруга, поэтесса — шестидесятница Татьяна Кузовлева: «Смена имени в советскую эпоху была делом чрезвычайно трудным, потому переименование произошло не с первой попытки — поначалу в ЗАГСе строго пристыдили заявительницу за отсутствие патриотизма».

Закончив исторический факультет Ленинградского университета, повинуясь романтизму молодёжи советского времени, в силу своей смелости и решительности, которые были с нею до последних дней, ринулась «за туманами, дальними странами» на Дальний Восток. Прихватила с собой привезённый для неё отцом с фронта маленький итальянский аккордеон «Тенора» — она увлечённо играла на нем, неплохо пела, знала множество песен, особенно военных. Да и сама уже тогда кое-что сочиняла. А уже в 1958 году вышел первый сборник её стихов «Встретимся на Востоке».

Поэт Кирилл Ковальджи посвятил Римме Казаковой стихотворение:

«...Эта женщина с Амура
Нас сумела покорить.
Сердце — не литература,
А призвание любить».

Кирилл Ковальджи в статье о книге стихов «НАУГАД» писал: «Имя Р. Казаковой неотделимо от лёгкой ауры легендарности. Ворвалась в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор… Стихи Риммы Казаковой звенели отличимо личные, узнаваемые и одновременно поколенческие, наши, шестидесятнические.

А это — никто теперь отрицать не может — долговременный заряд…».

Первые стихи Риммы Фёдоровны были напечатаны в Хабаровске в 1958 году и, естественно, они были о Дальнем востоке. Весной 1960 года она приехала покорять Москву, где и прожила всю оставшуюся жизнь. Правда, по её же собственным воспоминаниям, Москва была основным местом прописки, а сутью жизни стали дороги, которые определили и биографию, и судьбу, и существенно обогатили её жизнь.

Поэзия Риммы Фёдоровны Казаковой привлекает почитателей её таланта правдой жизни, повествованием о духовном мире разных людей, как родной страны, так и всего мира. Они интересны конкретными событиями, а также размышлениями поэтессы, навеянными новыми городами и весями.

Основные мотивы стихотворений Казаковой стары как мир: любовь, дружба, верность, материнство. Большинство этих стихотворений стали популярными песнями у людей разных поколений. Лирика Риммы Казаковой отличается оригинальностью сравнений, эпитетов, метафор, наполнена смыслом. Стихи напоминают о сложности и противоречивости чувства любви: это и счастье, и печаль, и радость, и горечь.

Героиней лирики Риммы Казаковой зачастую является уверенная в себе, и в то же время живая, отзывчивая, внимательная ко всему современница, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать. Личная жизнь Риммы Казаковой не была очень счастливой, что также нашло отражение в поэзии.

О великом она говорила просто. Читатели чувствовали в её стихотворениях интуицию женского сердца, притягивала к себе камерность её женского взгляда на мир. Лучшие стихи Казаковой — не о социальных проблемах. Любовь — основная материя, из которой они сотканы. Она вела с читателем интимный разговор о любви и дружбе, верности и материнстве. Её бытовые зарисовки схожи с картинами и быта читателя. На фоне подчёркнутой бесполости произведений большинства советских авторов эти стихи звучали современно, откровенно и даже провокационно.

Однажды после публикации в журнале «Новый мир» Римме Казаковой позвонила Агния Барто и сказала: «Деточка, хорошие стихи, но как же можно так раздеваться перед таким количеством людей?». А когда в Хабаровске вышла ее первая книга стихов, рецензент местной печати отметил, что даже ранняя Анна Ахматова писала о любви целомудреннее. Но Римма Казакова с юмором отнесла эти слова к высокому комплименту. Она не боялась посторонних взглядов. Все свои слабости, горести, искушения и грехи она привыкла доверять перу, бумаге и незнакомым людям, говоря в интервью: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно».

Приснись мне сегодня, пожалуйста,
Я так по тебе скучаю.
Только приснись не из жалости,
А так, случайно.
Приснись мне родным и внимательным,
Каким наяву не бываешь,
И любящим обязательно,
Хотя бы во сне, понимаешь?
Приснись мне, а то я уже забываю,
Что надо любить тебя и беречь,
Приснись, не сердись! Я ведь тоже живая…
Приснись, прикоснись, можешь рядом прилечь…
Приснись мне усталым, покорным, тяжёлым,
Приснись, как горячечным грезится лёд…
Как снятся мужья своим брошенным жёнам,
Как матери — сын, а ребёнку — полет.
И вот я ложусь, опускаю ресницы,
Считаю до сотни — и падаю вниз…
Скажи, почему ты не хочешь присниться?
А может, я сны забываю… Приснись…
***
Прости, что непростительно
груба, упряма, зла,
но соль была просыпана,
просыпана была.
Она лежала, белая,
странней цветка в грязи,
а я не знала, бедная,
чем это нам грозит.
Наветами опутанный,
сидел ты за столом, -
опутанный, окутанный
чужим далёким злом.
Чему ты верил, глупенький,
поспешный суд верша?
Душа моя обуглена,
ободрана душа.
Ободрана, оболгана
сверчок едва живой! -
оболгана, обогнана
лживою молвой.
Ещё смотрю просительно,
ещё не все — дотла, -
но соль была просыпана,
просыпана была!
Осталась снежной горкою.
Навеки? До весны?
Слезы мои горькие,
мои пустые сны!
Золою боль присыпана.
Зола, как соль, бела...
Но -
соль
была просыпана,
просыпана была...
***
Кто победит в нелепом этом споре?
Кто разрешит для нас с тобой его?
Не стоишь ты моей прекрасной боли,
я холода не стою твоего.
Нам друг для друга суждено остаться:
мне — слабостью, немыслимой в борьбе,
и бесполезной, если разобраться,
бездушной, скучной силою — тебе.
***
В море горя и любви,
больше не в долгу,
я сжигала корабли –
и опять сожгу.
Корабли твои, мои...
Но когда я жгла,
было больше, чем любви,
света и тепла.

Её популярности помогла не только оттепель, не только её вхождение в обойму знаменитостей-шестидесятников, но и её песни.

Из интервью: «Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и родилась песня. Было это аж в 1969 году. Потом в моей жизни появились Саша Серов с композитором Игорем Крутым. Следом — Аллегрова, Пугачёва, Лещенко, Киркоров, Распутина… К сегодняшнему дню, думаю, проще назвать тех, с кем я пока не успела поработать, — почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у «Стрелок», которые поют: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой…». И появлялись песни, любимые и популярные. Среди частых соавторов Риммы Казаковой — композитор Игорь Крутой («Безответная любовь», «Молитва», «День рождения любви», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь»). Сотрудничала с Александрой Пахмутовой («Ненаглядный мой»), которая, собственно, вместе с Майей Кристалинской и «открыла» её стихам дорогу на эстраду в 1970 году, а также с Михаилом Муромовым и Андреем Зубковым («Ариадна»), Андреем Савченко («Поздняя женщина»).

Эта удивительная женщина прожила нелёгкую жизнь. Среди множества влюблённостей два неудачных брака. Один пил, второй не имел понятия о верности. Она отчаянно билась с наркотиками, спасая сына. И спасла. Она успевала воспитывать внуков, встречать коллег по перу прекрасным столом в уютном доме и при этом… быть с 1998 года первым секретарём Союза писателей Москвы. Она всегда темпераментная, жаждущая справедливости, социально активная, лёгкая на подъём, верная своему призванию. Касалось ли это, например, организации в бытность её секретарём Союза писателей СССР Пушкинских праздников поэзии в стране, Дней литературы разных народов, возрождения поэтических вечеров в Политехническом музее, проведения Совещаний молодых писателей. Или — рутинной работы с начинающими авторами. И сколько она ни тратила себя — всегда щедро, безоглядно, иногда безрассудно, то во имя справедливости, то ради вспыхнувшей страсти, — запас этих сил казался неистощимым.

Римма Казакова имела звания Заслуженного работника культуры Узбекистана и Каракалпакии (1981); была награждена орденами Трудового Красного Знамени (1984), Дружбы народов (1980), Кирилла и Мефодия 1-й степени (Болгария, 1981), премией им С. Бородина Союза писателей Узбекистана (1981). В июле 2008 года была учреждена премия имени Риммы Казаковой «Начало» для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет. Решением жюри премии объявление имён лауреатов происходит в день памяти поэта, 19 мая.

И жизнь, и творчество, и цитаты из интервью Риммы Казаковой и воспоминания друзей, коллег дают нам с вами массу материала для раздумий и разговоров со своими близкими. Как стать классиком, будучи уверенной, что ты «нормальный поэт второго ряда»? Как не опустить руки при наркомании в семье? Как остаться оптимистом при постоянном предательстве, что подсовывает судьба?

Все её творчество — это богатство мыслей, заставляющее задуматься о ценности жизни. А секрет популярности и востребованности раскрыл сын: "«В доходчивости. Самые сложные мысли и чувства она могла описать так, что её понимало огромное количество людей. В этом и есть секрет её безмерного успеха и величия её жизни».

Биография:

Сборники:

  • Встретимся на Востоке, 1958
  • Там, где ты, 1960
  • Стихи, 1962
  • Избранная лирика, 1964
  • Пятницы, 1965
  • В тайге не плачут, 1965
  • Поверить снегу, 1967
  • Ёлки зелёные, 1969
  • Снежная баба, 1972
  • Помню. Стихи разных лет, 1974
  • Набело, 1977
  • Русло. Избранные стихотворения, 1979
  • Страна Любовь, 1980
  • Пробный камень, 1982
  • Сойди с холма, 1984
  • Сюжет надежды — Советский писатель, 1991
  • Наугад, 1995
  • Возлюби, 1996
  • Ломка, 1997
  • Стихи и песни, 2000
  • Безответная любовь. Про то самое, 2000
  • Мгновение, тебя благодарю, 2006
  • Ты меня любишь, 2006
  • Стихи о любви, 2006
  • Пора…, 2008
  • Стихотворения, песни. М., Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ. 2010
  • Публицистика, проза, воспоминания современников. М., Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ. 2010

 Творчество поэтессы отражено на страницах Интернета:

составитель: зав. ИБО ЦГБ А. В. Останина